После победы сборной России над Саудовской Аравией со счетом 5:0 в первом матче чемпионата мира по футболу Сбербанк предложил специальный вклад “Побеждай” – с повышенной ставкой. В пресс-релизе от 15 июня: если сборная России выйдет в плей-офф чемпионата мира по футболу 2018 г., вклад можно будет открыть, пока национальная команда из турнира не вылетит.
Сбербанк не согласовал упоминание в своем продукте чемпионата мира по футболу с FIFA – правообладателем товарного знака “Чемпионат мира по футболу FIFA 2018”. Сбербанк получил от представителя FIFA письмо с просьбой устранить нарушение. Сейчас Сбербанк убрал с сайта – из описания вклада – упоминание чемпионата, но не отказался от ассоциации с главным футбольным турниром. “Выход из группы не предел” – гласит надпись на страничке вклада с изображением медведя.
Представитель Сбербанка заявил, что банк находится в рабочем контакте с представителями FIFA, все замечания принимаются во внимание, проводится необходимая работа, и подчеркнул, что банк действует по нормам российского и международного права.
FIFA и AIS-agency, что защищает в России права FIFA на товарные знаки и символику чемпионата, на запрос не ответили. Сбербанк может упоминать чемпионат мира только при проведении совместных мероприятий с Visa. У Сбербанка – эксклюзивное право выпускать карты с символом чемпионата, волком Забивакой, его предоставила Visa – глобальный спонсор чемпионата.
Ставка вклада “Побеждай”, который можно открыть на полгода, внеся сумму минимум 50 000 руб., самая высокая в банке – 6% годовых, лучшая ставка базового вклада сейчас всего 4,45% годовых, если клиент открывает его онлайн. За первые пять дней клиенты открыли свыше 192 000 вкладов «Побеждай» на общую сумму 68 млрд руб., сообщал банк.
Известно, что и “Райффайзенбанк” незаконно размещал рекламу с изображением товарных знаков FIFA. Столичное антимонопольное ведомство уже возбудило дело против банка.
На своих сайтах «Райффайзенбанк» предлагал скидки в барах и ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга во время проведения мундиаля. В рекламах банк использовал образы болельщиков, футбольных мячей, флага и человека, употребляющего пиво.
Этим банк не ограничился и запустил акцию “Важен каждый гол”. Условием акции стало открытие дебетовой карты в банке, на которую записывались мили, рассчитанные по формуле: 1 гол = 1 тыс. миль. После двух успешных матчей сборной России условия акции были размещены на официальной странице “Райффайзенбанка” в Facebook, где банк уже обещал карту с 8 тыс. миль. Акция сопровождалась текстом “Они забивают для тебя” и графическими изображениями футболиста и мяча. На Facebook банк использовал образ вратаря, держащего в руках мяч с числом 8 тыс.
В пресс-службе Московского УФАС России сообщили, что так же проверят правомерность размещения «Райффайзенбанком» рекламы в Instagram со словами “Болей за наших” c изображением кубка, сходного до степени смешения с товарными знаками FIFA. Рассмотрение дела назначено на 29 июня.
На сайте AIS-agency говорится, что в качестве товарных знаков также зарегистрированы словосочетания «Россия 2018», «ЧМ2018», World Cup 2018 и т. д. – их нельзя использовать при продаже товаров или оказании услуг без соглашения с FIFA или ее партнерами.